Mercedes-Benz Tourismo
Свою первую весну автобусы этой серии встретили еще в 1994 году, причем в Турции (именно там организовано их производство). В те времена мерседесовские машины еще не имели собственных имен, и новый лайнер получил обозначение 0350.
Он оказался не только относительно недорогим и вполне прогрессивным, но еще и одним из самых легких в своем классе. Правда, международные призы и награды тех лет обошли его стороной. (Что, впрочем, оказалось не главным — о чем свидетельствует приличный объем выпуска.)
«Вторая весна» наступила через пять лет после начала производства: автобус модернизировали, сделали ему модный фейслифтинг и присвоили имя Tourismo. И вот сейчас, после 10 тысяч экземпляров, собранных за десять с лишним лет, наступила «третья весна». Что принесла она автобусу?
РЕЦЕПТ ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ
Первым «подарком к юбилею» стала катафорезная обработка кузова. Конечно, для этого потребовалось модернизировать не только предприятие, но и сам автобус — зато теперь все Tourismo могут гордиться повышенной коррозионной стойкостью.
Чтобы сохранить титул одного из самых легких в классе, ветерану пришлось «спустить жирок». Стальные топливные баки и ресиверы были заменены на алюминиевые; пол багажного отделения теперь покрыт не фанерой, а легкими, «космическими» сэндвич-панелями с «начинкой» из гофрированного алюминия. Новые рулевой механизм и задний мост позаимствованы у флагманской машины Travego (картер прежнего моста был более тяжелым, литым). Наконец, на автобус установили алюминиевые колесные диски.
Для достижения цели пришлось экономить даже в мелочах: например, салон лишился всех подлокотников, расположенных вдоль окон (они весили 22 кг). Решение, конечно, спорное: в дальней дороге эти подлокотники весьма кстати!
Тем не менее шаг за шагом лайнер «похудел» почти на полтонны. Кстати, сюда решили не устанавливать и спальный модуль для отдыха водителя, хотя вся подготовка (включая телефон для связи с салоном) сделана в полном объеме. Преимуществ у такого решения целых два — уменьшение веса и увеличение объема багажника. А при необходимости спальник легко монтируется на штатное место.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ — НЕ ВОЗРАСТ?
Несмотря на свой возраст, Tourismo до сих пор выглядит достаточно элегантно, а поджидавший нас на стоянке аэропорта автобус, окрашенный «металликом» с декором по бортам, может претендовать и на слово «шикарно». Но в облике уже просматривается некоторое отставание от мировой автобусной моды.
Любопытно, что именно этот экземпляр красовался в 2004 году на международной выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере — а теперь он кочует по странам в качестве «демонстрационной машины». Теперь и у нас появилась возможность узнать, чем порадовал турецкий Mercedes посетителей прошлогодней выставки…
Когда передняя дверь плавно отъехала в сторону, первое, что бросилось в глаза, — ярко-желтые полоски, обозначающие край ступенек. Выглядят они диссонансом с гармоничной цветовой гаммой интерьера, зато мимо ступенек уже не пролетишь! Оказывается, это обязательное требование для немецких школьных автобусов.
В салоне — 44 места, не считая водителя и экскурсовода, что обеспечивает размещение пассажиров по «четырехзвездочному классу». Правда, передним пассажирам уже не первый год приходится расплачиваться за привлекательный внешний вид машины: стильные, но широкие скошенные стойки передних боковых окон ограничивают обзор.
Утешением могут служить довольно удобные сиденья с откидными спинками и подголовниками. В них вмонтированы складные столики, подножки. Все — без особого шика, но прилично и добротно.
Холодильников два — 42-литровый в передней панели и еще один, дополнительный, у среднего входа. Там же расположен классический биотуалет.
Над головами — багажные полки и два 14-дюймовых монитора (правда, устаревшего образца, не с плоским экраном). Еще здесь есть камера наблюдения за средним входом, DVD-проигрыватель, два микрофона (для экскурсовода и водителя) и система hands free. И (дань времени!) — спутниковая навигация. Правда, заметно, что она «догоняла» Tourismo уже в пути. На более современных автобусах дисплей навигации обычно встраивается в панель приборов, а здесь он приторочен сверху. Но так все же лучше, чем отставать от прогресса! Кроме того, навигационную картинку можно вывести и на мониторы, расположенные в салоне: туристам будет интересно.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ
Увы, водителю «третья молодость» автобуса заметна сильнее, чем пассажирам. Перед ним — торчащая из пола длинная «кочерга» КПП, большой руль, устаревшие (конечно, по европейским меркам) приборы. Довершает картину инородное тело того самого навигационного дисплея. К тому же в зоне досягаемости водителя не оказалось ни «бардачка», ни полочки для бумаг. Правда, наши автобусные заводы и до такого уровня еще не добрались…
Зато посадка в пневмоподрессоренном кресле именитой фирмы ISRI и расположение подрулевых рычажков (включая те, что управляют круиз-контролем и гидродинамическим ретардером) оказались на редкость удачными.
Порадовали и кнопочки на кожухе рулевой колонки (они заведуют механизмом регулировки руля). Ну, а такие вещи, как климат-контроль и «электропакет», воспринимаются как само собой разумеющееся.
Завожу мотор. В корме установлена довольно мощная рядная «шестерка» (422 л.с.), но о ее работе говорит только слегка приподнявшаяся стрелка тахометра: с места водителя двигатель практически не слышно.
Честно говоря, не приходилось еще уезжать из аэропорта за рулем шикарного туристического лайнера. Но так даже интересней!
Пристегиваюсь, включаю «поворотник», смотрю в зеркало и машинально ищу «ручник» под правой рукой. Его здесь нет. Слева — тоже. Что за игра в прятки?
Кран все же оказался с левой стороны. Но так далеко тянуться до «ручника» не приходилось ни на одной другой машине! Даже удивительно: столь серьезный прокол в эргономике не исправлен за десять с лишним лет производства…
Чтобы выехать со стоянки, надо подрулить к электронному «сторожу» на расстояние вытянутой из окна руки и вставить в него пластиковую карточку. Несмотря на внушительные габариты лайнера, сделать это оказалось совсем не сложно. Автобус остановился точно в намеченном месте: рулить удобно, и тормоза работают отменно.
Но при первом же разгоне обнаружился еще один эргономический прокол. Рычаг КПП здесь расположен так, что при переключении приходится отводить руку назад больше, чем хочется. Однако по сравнению с «ручником» это сущий пустяк.
ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
Тестовый автобус, как и полагается, оборудован расходомером и загружен балластом (20-килограммовые мешки с песком). Одна часть мешков лежит в задней части салона, другая — в грузовом «трюме». Кстати, багажный отсек здесь довольно вместительный (10,5 куб. м) и оснащен центральным замком, позволяющим открывать по отдельности левые или правые дверцы.
Несмотря на полную массу 18 тонн, мотор уверенно и динамично толкает свою ношу: его мощности, в сочетании с шестью ступенями КПП, вполне хватает даже на крутых подъемах.
На спусках в дело вступает ретардер: эта опция оказалась настолько удобной, что на педаль тормоза приходилось нажимать только для остановки! При этом ретардер полезен как на магистральных дорогах, так и в городе.
Пневмоподвеска обеспечивает достойную плавность хода, но чувствительна к поперечным неровностям дороги. А когда автобус на полном ходу влетел в продавленную на асфальте колею (оказывается, и в Германии такое бывает!), его качнуло так, что захотелось снизить скорость. Но сделать это я не успел — колея закончилась.
Кстати, днем раньше под Мюнхеном мне довелось видеть не менее удивительную для Германии картину. Обочины одной из пригородных дорог были невероятно захламлены мусором: такого я давно не встречал и в России. Обрывки газет и пленки, журналы, пакеты… Для полноты картины не хватало только сгоревших покрышек и старой обуви. Может, Европа слишком широко открыла свои границы?
Впрочем, из окон нашего Tourismo открывалась почти идиллическая картина: красивые пейзажи, идеальные дороги, опрятные домики. И — невероятно узкие улочки маленьких городов.
Кстати, все это отлично просматривается с места водителя — если не считать того, что левая щетка «дворников» не очищает зону, через которую водитель смотрит в зеркало заднего вида. (Эта проблема есть у многих лайнеров с «нависающими» зеркалами.)
Tourismo легко поддерживает крейсерскую скорость в районе 100 км/ч — но при этом стрелка тахометра уже начинает выходить за экономичную зону. Поэтому для постоянной эксплуатации на дальних равнинных маршрутах есть смысл заказывать коробку не с прямой (как здесь), а с повышающей высшей передачей: расход топлива с такой КПП наверняка будет ниже.
Впрочем, и наш Tourismo не оказался «обжорой». В смешанном режиме движения (автобан, горный участок и городские улочки) автобус расходует чуть больше
30 л/100 км.