Mercedes-Benz Tourino.
Автобусная премьера всегда вызывает огромный интерес. Но если идет речь о новинке холдинга EvoBus, автобусного отделения DaimlerChrysler, интерес к ней всегда повышенный. Не стал исключением и Mercedes-Benz Tourino: во время показа лайнера в бельгийском Кортрийке на стенде компании негде было яблоку упасть.
На премьерный показ нового автобуса собралось столько важных персон, что от обилия галстуков, белоснежных сорочек и строгих деловых костюмов просто рябило в глазах. И если бы не разные лица, впору было представить, что находишься на съемочной площадке второй части «Матрицы». Как и подобает законам жанра, неизвестный широкой публике Mercedes томился под огромным покрывалом, тщательно скрывая до поры до времени детали своего экстерьера. А когда настал торжественный момент для снятия «паранджи», присутствующие восхищенно ахнули: при свежей внешности автобус сохранил узнаваемую во всем мире «фамильную принадлежность».
Tourino стал восьмой по счету моделью в современной производственной линейке автобусов Mercedes-Benz. Но главная интрига заключается в том, что Tourino – не просто очередной носитель трехлучевой звезды, а первый представитель марки в сегменте компактных туристических лайнеров. Не нужно было обладать даром предвидения, чтобы предугадать восторженную реакцию западной прессы, и прежде всего, разумеется, немецкой, на появление отпрыска благородного семейства. Нетрудно догадаться, что чаще всего его и называют «малыш». Хотя так ли важно, какими эпитетами новую модель наградила пресса в эмоциональном порыве. Куда важнее истинные достоинства пассажирской машины, о которых вскоре предстоит судить европейским путешественникам.
Итак, что же привлекательного для транспортных компаний и туроператоров в новом представителе туристических лайнеров среднего класса? Многое, и прежде всего – функциональность. Исходя из предназначения, конструкторы отказались от установки бортовой кухни и биотуалета, что позволило уменьшить массу автобуса, выиграть внутреннее пространство и сделать более привлекательной розничную цену. При весьма скромных габаритах (длина 9.35 м; ширина 2.4 м; высота 3.3 м) Tourino способен предложить пассажирам комфорт, сопоставимый с лучшими автобусами для путешествий на дальние расстояния. Об этом мы поговорим чуть позже, а пока подчеркнем: компактность автобуса является его неоспоримым достоинством, и кто хоть раз путешествовал по городам старушки Европы, тот знает, о чем речь. Неспроста в описании машин в обязательном порядке присутствуют такие технические параметры, как колесная база и диаметр разворота. При базе в 4.68 м диаметр разворота Mercedes-Benz Tourino составляет всего 17.12 м. Это означает, что автобус может двигаться даже по центральным улицам старых городов, куда большинству других лайнеров въезд закрыт. Компактность говорит и о способности Tourino подъезжать к парадным входам отелей, решать проблемы маневренности и парковки.
Создатели Mercedes-Benz Tourino не без гордости подчеркивают, что он не является укороченной копией 12-метровых туристических автобусов Tourismo или Travego. Это своего рода вещь в себе. И дело не только в габаритах. С таким компактным лайнером проще решить проблему полной занятости мест на линиях, особенно в межсезонье и на маршрутах с трудно прогнозируемой загрузкой. Маленькие габариты вовсе не означают ущемления комфорта пассажиров. Даже в трехзвездном исполнении (при расстоянии между креслами в 770 мм) на 34 пассажирских места к услугам странствующих – люксовый интерьер. При спецификации 4 звезды в салоне расположены 32 кресла с интервалом в 830 мм, а в пятизвездной версии расстояние между сиденьями на 30 человек составляет уже 900 мм. Максимальное же число людей, которое может взять на борт этот лайнер – 38, не считая водителя и гида. Правда, расстояние между креслами каждого ряда при этом будет минимальным – 680 мм. Такой вариант, скорее всего, будет выгоден компаниям, приобретающим корпоративный транспорт для своих сотрудников, и турбюро, специализирующимся на городском туризме.
Новый «турист» снабжен двумя дверями, при открывании которых образуются проемы шириной 855 мм спереди и 850 мм сзади. Расстояние на входе от нижней ступеньки до земли спереди равно 388 мм, сзади – 324 мм. Высота салона просто фантастическая – 1.94 м. Иными словами, даже высокому человеку при посадке и высадке сутулиться не придется. Найти свое место можно быстро за счет напольных ламп в центральном проходе и потолочных светильников диаметром аж 380 мм. Высокие спинки кресел CXR с интегрированными подголовниками позволяют занять вальяжную позу и расслабиться. А лишние предметы можно переместить на элегантные полочки под самым потолком.
Забота о туристах прослеживается даже в мелочах. Дизайн-студия Mercedes-Benz в Мангейме не просто предложила новые тона для обивки кресел и отделки интерьера, а подобрала те из них, которые действуют на человека успокаивающе. Стекла салона предусмотрительно тонированы и вдобавок снабжены ночными шторами. К услугам пассажиров – багажный отсек объемом 4.4 м3 с двухсторонним доступом через четыре люка (по два с левого и правого бортов). В салоне Tourino может быть установлена спутниковая навигационная система, DVD-проигрыватель, «видеодвойка». Кроме того, в передней части предусмотрена возможность размещения LCD-монитора для вывода данных о поездке: времени в пути, температуре воздуха в салоне и за бортом, расчетном времени прибытия и т.д. В качестве опции предлагается и мобильный телефон с гарнитурой hands-free.
Ну а как же водитель? Он не просто не забыт – ему созданы самые комфортные условия для многочасового пребывания за рулем. Прежде чем приступить к организации рабочей зоны, специалисты EvoBus проанализировали пожелания водителей-профессионалов и смакетировали органы управления и переднюю панель с учетом специфики их труда. В результате Mercedes-Benz Tourino получил почти безупречную с точки зрения эргономики кабину водителя. Все рычаги и клавиши расположены в удобной зоне, а приборный щиток снабжен антибликовым стеклом. Под контролем водителя находится расположенный в заднем свесе автобуса 6-цилиндровый турбодизель OM 906 LA, отвечающий нормам Евро-3. Он может быть в одном из двух вариантов мощности – с отдачей в 245 или 280 л.с. при 2200 об/мин. В первом случае пик крутящего момента составляет 900 Нм, во втором – 1100 Нм; оба значения приходятся на диапазон вращения коленвала 1200-1600 об/мин. Мотор агрегатируется с полностью синхронизированной 6-ступенчатой механической коробкой передач Mercedes-Benz G 85-6.
Принципиально новая концепция мерседесовского «туриста» повлекла за собой и множество прогрессивных технических решений. Это касается и системы кондиционирования воздуха, и передней независимой подвески, и передовой системы привода с задним расположением двигателя. Уместно заметить, что традиционной для данного класса автобусов является переднемоторная компоновка. Однако решение о переносе силового агрегата в корму вызвано заботой об экологии и комфорте пассажиров: такая схема обеспечивает низкий уровень шума.
В техническом арсенале Tourino – дисковые тормоза всех колес с системами ABS, ESP и ASR. Последнее поколение тормозов подразумевает и наличие Brake Assist – так называемого ассистента торможения. Вещь чрезвычайно полезная, особенно с учетом специфики перевозок. Например, при трогании с места в горку давление в тормозной магистрали позволит удерживать автобус полной массой 12.6 т неподвижным даже на «нейтралке» в течение пары секунд. Этого времени достаточно для того, чтобы включить первую передачу и начать движение без откатывания назад. Наконец, еще одна полезная вещь в серийном оснащении нового лайнера – ретардер Voith R123. Остается добавить, что базовый интервал межсервисного обслуживания для Mercedes-Benz Tourino составляет 60 тыс. км пробега.
Все это хорошо для Западной Европы. Ну а для матушки-России? Появление на рынке Mercedes-Benz Tourino означает новые возможности и для российских компаний. И самые весомые аргументы в пользу такого выбора – новизна продукта, его практичность и универсальность.